18 ноября 2024|«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Письмо Елены Николаевны Чавчавадзе в редакцию «Русской народной линии»
Глубокоуважаемый Анатолий Дмитриевич! Вопреки собственному правилу никогда не отвечать на хулу на сей раз не могу не ответить на статью Юрия Григорьева с претенциозным названием «Полуправда хуже лжи». Хочу ещё раз повторить, как я уже говорила в интервью порталам «Столетие» и «Православие.ру» — это фильм не о новом следствии, которое ещё не закончено! Мы с режиссёром Галиной Огурной поставили задачу воссоздать основные вехи развития этой темы до сегодняшнего дня, не вторгаясь в следственное дело. Ответы на вопросы — это дело экспертов, а не кинематографистов.
Первыми, кто оказался на Ганиной яме, были русские офицеры, слушатели Академии Генерального штаба. Они оставили свидетельство, известное сейчас как «доклад Бафталовского», в котором утверждалась невозможность сожжения 11 тел на обнаруженных ими кострищах. Поскольку эта записка была только недавно введена в научный оборот екатеринбургским историком Михаилом Вебером, мы не могли не указать на это свидетельство очевидцев.
Позвольте небольшой экскурс в историю нашего знакомства с Юрием Григорьевым. В 2015 году он был одним из первых, с кем встретился епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), и я была при этой встрече. Поводом послужила его книжечка, которая, конечно же, тогда производила определённое впечатление на нас, не знакомых глубоко с темой. Позже, в самом начале нового следствия Григорьев был приглашен на встречу с руководством Следственного комитета, где я ожидала, что он озвучит квалифицированные вопросы к следствию. Но этого не произошло, а было произнесено что-то невразумительное.
Ещё позднее на слушаниях Церковной комиссии в московском Сретенском монастыре с участием ведущих экспертов, связанных с этим делом, я оказалась рядом с Юрием Александровичем. И когда предложили задавать вопросы, я стала усиленно толкать его в бок, чтобы он выступил со своей версией. Но и на этот раз Юрий Александрович хранил глубокомысленное молчание. Позже я узнала, что свою книжечку он писал исключительно в тиши собственного кабинета, ни разу не побывав, ни на Ганиной яме, ни в Поросёнковом логу.
Конечно, позиция критика всегда удобнее – и книжечку твою всегда перепечатают заинтересованные лица, и гонорарчик от продажи, какой никакой, капает. Да и вообще, тявкать из подворотни всегда безопаснее. Ведь если истина будет открыта, кто будет печатать и покупать ошибочное творение?!
Что касается следователя Николая Соколова, то в следственном деле, с которым, я уверена, не работал Юрий Александрович, нет никаких выводов о сожжении. Более того, тот факт, что Соколов вышел за пределы Ганиной ямы и дошел до Поросёнкова лога, опросил отца и сына Лобухиных, которые были свидетелями странных ночных передвижений на полузаброшенной дороге, говорит о том, что он не сделал окончательных выводов, а продолжал своё расследование. Но этому помешал приказ о срочной эвакуации. Книга же Соколова была написана уже в эмиграции, в определённых политических условиях, когда появилась Лжеанастасия, в которую поверили очень многие, в том числе знавшие Царскую семью. Более того, и сам Николай Алексеевич был в определённой степени дезинформирован свидетельскими показаниями о том, что Великий князь Михаил Александрович спасся и жив, хотя мы теперь знаем, что он был расстрелян первым, в Перми. И поэтому Соколов практически не вёл следствие в этом направлении.
Не надо забывать, что работала мощнейшая машина большевистской дезинформации, в том числе и на международном уровне, что не могло не отразиться на показаниях якобы «свидетелей».
Что касается смерти Царской семьи, Соколову было важно остановить поток самозванцев, сделав в книге вывод о сожжении тел, поскольку сам он их не успел обнаружить. Ещё раз, это моё собственное мнение, оно ни в коем случае не отражает мнения нового следствия.
Что касается Вашего упрека, уважаемый Анатолий Дмитриевич, о том, что мы не включили мнения оппонентов, то мы не ставили себе в этом фильме такой задачи вообще. Позвольте напомнить Вам, что именно Вы, когда мы Вас снимали, озвучивали вопросы к новому следствию, которые волнуют общественность. Мы их передали следователю М.В. Молодцовой. Надеюсь, что в новом фильме, на сей раз о самом новом следствии, если, конечно, Бог даст, он состоится, ответы на них дадут эксперты.
Напоследок, хотелось бы адресовать эти громкие слова — «полуправда хуже лжи» — самому Юрию Александровичу Григорьеву.
P.S. Фильм был показан в сетке документального кино телеканала «Россия-1». Поэтому так поздно. Исключение бывает только для спецпроектов. Но если бы фильм поставили пораньше как спецпроект, то, боюсь, что Григорьев первым говорил бы о «заказе».
В сериале «Русские без России» зрителю предлагается уникальная возможность узнать другую Россию, построить исторический мост над пропастью Гражданской войны, разделившей народ на красных и белых.
Авторы документального сериала проследили судьбы эмигрантов «первой волны» , преимущественно военной эмиграции. Они попытались понять, каковы были мотивы поступков этих людей, как сложилась их жизнь за пределами России, что дали они российской и мировой культуре. Это взгляд на трагедию целого народа через призму личной трагедии отдельных людей.
Главная ценность документального сериала, которая делает его сенсационным, - это монологи. Говорят русские изгнанники, прожившие большую часть жизни во Франции, США, Сербии, Чехии, Тунисе, последние живые свидетели и участники Белого движения, потомки его лидеров.
Съемочная группа объехала центры первой волны русской эмиграции в Европе, Соединенных Штатах. Использовалась историческая съемка, архивные документы и фотографии, которые герои фильма передали Российскому фонду культуры. Елена Чавчавадзе вспоминает, что русские эмигранты первой волны, доверившись, говорили перед камерой часами, их невозможно было остановить, как будто ждали восемьдесят лет, когда их спросят: «Как вы жили не в своей земле?»
/Фото Марины Горностаевой/
Новости
О так называемом родстве Г.Н. Бен-Чавчавадзе с семьёй Зураба Михайловича и Елены Николаевны Чавчавадзе Читать далее
На телеканале «Россия» состоялась премьера третьей, завершающей части нашего фильма «Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию». Все три части фильма можно посмотреть на портале СМОТРИМ.РУ
Наш фильм «Золото Колчака» получил приз «Серебряного витязь» на кинофоруме «Золотой витязь» в Севастополе. Читать далее
C 6 по 12 сентября 2019 в г. Ялта проходил 19 телекинофорум «Вместе». Наш фильм «Революция. Западня для России» завоевал первое место в номинации «Познавательные программы». Читать далее
Приняли участие в фестивале «Царские дни», прошедшем в Екатеринбурге в 12 по 21 июля 2018 года. Читать далее
Два новых интервью опубликованы в разделе Интервью
Документальный фильм «Храм» занял первое место на конкурсе «Патриот России-2017» Читать далее
Призы и награды, полученные нашими проектами в 2016 году Читать далее
11 июня 2015 г. в г. Ялте в актовом зале Гуманитарно-педагогической Академии была проведена военно-историческая конференция памяти П.Н. Врангеля. Предлагаем ашему вниманию видеоматериалы конференции. Читать далее
Наши фильмы получили несколько наград Международного телекинофорума «Вместе» Читать далее
«Царский подарок» — газета «Культура» о показе документального фильма «Романовы. Царское дело» Читать далее
«От царского дела – к общему…» — Литературная газета о фильме «Романовы. Царское дело» Читать далее
Сюжет новостей телеканала Россия о премьере фильма «Романовы. Царское дело» Читать далее
«Патриотизм на расстоянии» — интервью для газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Читать далее
«Цветы для Ивана Шмелева» — интервью Елены Николаевны Чавчавадзе газете «Культура» Читать далее
«Кремлевское дело» — газета «Культура» о съемках нового фильма, посвящённого династии Романовых. Читать далее
«Ильин день» — Интервью Елены Николаевны Чавчавадзе газете «Культура» (08.04.2013) Читать далее
«Где его 16 лет?..»-репортаж газеты «Культура» о юбилее Романовской династии и съемках нового фильма Читать далее
Елена Чавчавадзе: «Духовное крещение идёт незаметно, но мощно» — интервью Файл.РФ Читать далее