18 ноября 2024|«Виселицы Колчака» и «жертвы колчаковщины»: к вопросу о фальсификациях фотографий времен Гражданской войны
Беседа со сценаристом и продюсером Еленой Чавчавадзе
Елена Николаевна Чавчавадзе – заслуженный деятель искусств РФ, российский журналист, сценарист и продюсер, лауреат премии Правительства России в области культуры. Она является автором таких известных документальных фильмов и сериалов, как «Русские без России» (2003), «Война и мир Александра I» (2012), «Романовы. Царское дело» (2013), «Романовы. Судьба русского Крыма» (2015), «Александр Третий. Сильный, державный…» (2017), «Цареубийство. Следствие длиною в век» (2019), «Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию» (2022) и др.
Елене Николаевне всегда была близка тема Белого движения, которой она посвятила не один фильм. В настоящей беседе она рассказала, как в ее исторических исследованиях появилась тема фальсификации фотографий времен Гражданской войны, в частности – серии фотографий, которые традиционно приводят в качестве иллюстраций «зверств», учиненных колчаковцами над «красными» в Сибири. Елена Николаевна на основе исторических фактов развенчивает мифы, сложившиеся вокруг этих кадров (которые, к сожалению, до сих пор выдаются за достоверные во многих российских музеях и архивах), показывая, что сочинения о «колчаковских расстрелах» не выдерживают никакой критики и являются следствием советской пропаганды.
– Елена Николаевна, как в ваших исследованиях появилась тема фальсификаций?
– Вплотную к теме фальсификаций мы приблизились тогда, когда я с коллегами работала над сериалом «Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию». Начали с одной серии, а сейчас уже закончили пятую, заключительную.
В 2000-х годах у нас был такой долгоиграющий сериал «Русские без России» (34 фильма), лицом которого стал Никита Сергеевич Михалков.
Так вот, у нас в том числе был фильм, посвященный Колчаку. Уже тогда я обратила внимание, что тема военной эмиграции в советское время была табуирована. Люди ничего не знали об этом.
Если имена такого ряда, как Шаляпин, Рахманинов, Бунин, еще как-то могли фигурировать в поздние советские годы в работах историков и литературоведов, то по отношению к представителям военной эмиграции со стороны власти велась политика непримиримой вражды. И внутренне я испытывала потребность как-то изменить эту ситуацию. И вдруг в 2014 году администрация Президента сама нам предложила сделать фильм о генерале Врангеле. И мы сделали: «Врангель. Путь русского генерала».
Вообще, тема Белого движения нам всегда была близка. В 2020 году мы начали работать над фильмом «Золото Колчака» и взялись опровергнуть ложный советский тезис о том, что это золото было отнято у якобы «нехорошего» Колчака, который собирался передать его интервентам. У меня и моей команды тогда возникло горячее желание рассказать правду. А правда заключалась в том, что это золото и другое золото Российской империи было передано большевиками в разные западные банки. И всё оно в конце концов оказалось в Федеральной резервной системе США.
Но вернемся к сериалу «Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию». Мы ставили перед собой масштабную задачу – показать путь русского офицера, верного России и в жизни, и в смерти. В процессе работы мы поняли, что в рамках одной серии с этой задачей не справиться.
Мы ставили перед собой масштабную задачу – показать путь русского офицера, верного России и в жизни, и в смерти
Я поняла, что нужен работающий прием – что-то неожиданное. И мы взяли за основу два жизненных пути – А.В. Колчака и В.И. Ульянова. Мы проследили, кто из них что делал в ключевые периоды российской истории. Так, в начале 1900-х годов Александр Васильевич Колчак на шхуне «Заря» исследовал Северный Ледовитый океан, а в это же время Владимир Ульянов сбежал за границу, имея в кармане чужой паспорт на имя Николая Егоровича Ленина (кто в теме, тот знает: это был дворянин, дети которого дружили с Надеждой Крупской, они и передали Володе Ульянову паспорт умершего отца). И в Германии именно под этим именем – Н. Ленин – в газетенке «Заря» Ульянов начал печатать свои антиправительственные опусы.
Мы показываем, как реагировал Ленин на Русско-японскую войну и радовался поражению Российского флота. А в противовес этому Колчак в свое время добровольцем ушел на Русско-японскую войну, проявил себя бесстрашным офицером при обороне Порт-Артура.
Мы еще раз рассказали зрителям о том, как Ленин во время Первой мировой войны оказался в Швейцарии, как на него вышли представители германского генштаба, и как он оказался ими заслан в страну противника, то есть в Россию.
А Колчак в это время сначала на Балтийском море, а потом на Черном, ставил минные заграждения с целью потопления германских судов. Вот такой использовался в фильме прием сопоставления.
– Но сама тема фальсификаций появилась в середине сериала…
– Да. Подходя к подготовке 3–4 серий, мы стали сталкиваться с бесконечным количеством пробольшевистских материалов, прежде всего – фотографий. Самая распространенная из них известна под обтекаемым и лживым названием – «жертвы Колчака» или «Жертвы колчаковщины», а также «Зверства колчаковцев в Сибири». Поэтому правильнее говорить о серии фотографий с таким названием.
Что мы видим? Ужас, страшные конвульсии, о которых мы можем догадаться, трупы в разных устрашающих видах. Трупы – «доказательство» зверской расправы «белых» над «красными». И написано: «Жертвы Колчака. Новосибирск».
Поначалу ни один известный эксперт не смог нам объяснить, что же там изображено на самом деле, кем являются эти жертвы, кто стрелял, при каких обстоятельствах и всё подобное, хотя было очевидно, что трактовку событий можно подогнать как угодно.
Человек, с которым нам посчастливилось пересечься и работать, – это профессиональный историк из Новосибирска, кандидат наук, Алексей Георгиевич Тепляков. А что такое Новосибирск? Всегда ли город носил такое название? Нет, до 1926 года он был Новониколаевском. И в нашем контексте это важно. Алексей Георгиевич нашел в архиве Новосибирска документ, который сразу расставляет всё по своим местам.
Фрагмент докладной М. Терлецкого
Этот документ – докладная записка некоего уполномоченного Ревкома Михаила Терлецкого. Мы, кстати, искали его данные, но в итоге ничего не нашли. Скорее всего, когда была борьба с троцкизмом, он был расстрелян. Такое предположение рождается, если вспоминаешь, что комендантом Новониколаевска в те годы был Василий Блюхер, а Блюхер благополучно оказался врагом народа, как мы знаем.
Так вот, этот уполномоченный Ревкома (а Ревком – это совершенно нелегитимный орган) в конце 1919 года по распоряжению какого-то вышестоящего органа готовил показательную пропагандистскую акцию в Новониколаевске. А тогда, к слову сказать, в моде были такие революционные похороны.
Читаем в докладной Терлецкого:
«Всего трупов собрано было по всем злачным местам Новониколаевска 119. Из них 15 изолировано, так как, по собранным сведениям, они оказались трупами из лиц преступного элемента, как-то: убийцы, воры и бывшие рабочие “Закупсбыта” – подделыватели кредитных билетов.
Фрагмент докладной М. Терлецкого
Со всех трупов снят общий фотографический снимок, и, кроме того, были отобраны еще 4 группы от 12 до 13 человек в каждой группе в наиболее искаженном и изуродованном виде, и эти трупы сняты в отдельности фотографом Князевым», – говорится в докладе.
Вот такие бригады по всей стране занимались фальсификацией фото- и киноматериалов по указанию главного пропагандиста РККА товарища Ивара Смилги
Далее подробно расписывалось, в какой подвал их планировалось свести для оттаивания, какие плакаты следует подготовить к показательному действу, как нести гробы, какие должны быть лозунги, как организовать помост, где устроить трибуну для пропагандистских речей, каково музыкальное сопровождение и так далее. Речовки касательно мировой революции – это пожалуйста, а о России там ни слова!
Всё это для нас важно еще и в связи с тем, что примерно за месяц до данной пропагандистской акции в Новониколаевске вспыхнуло восстание под предводительством полковника Русской армии Ивакина, распропагандированного эсерами. Он вывел ряд воинских частей с оружием, обосновывав свою провокацию обманом: о том, что указ о выступлении отдан самим адмиралом Колчаком. Восстание было сразу же подавлено стоявшей в Новониколаевске 5-й польской дивизией под командованием полковника Румша, которая подчинялась представителю Антанты генералу Жанену.
Вот те самые обманутые белые солдаты, расстрелянные польским отрядом полковника Румши. Но, к сожалению, в Государственном центральном музее современной истории России фотография фальшиво озаглавлена «Жертвы колчаковских расстрелов в Ново-Николаевске. Декабрь 1919 г.»
Во время этих событий Верховный правитель Колчак давно миновал Новониколаевск и двигался на своем поезде в сторону Иркутска. Он не мог отдавать приказа ни о выводе войск, ни о расправе. Часть восставших солдат была расстреляна, а сам Ивакин застрелился. Соответственно, все дальнейшие «сочинения о колчаковских расстрелах» восставших не выдерживают никакой критики.
В это время Колчак давно миновал Новониколаевск и не мог отдавать приказа ни о выводе войск, ни о расправе
К слову (позволю маленькое отступление), вся идеологическая работа в Рабоче-крестьянской Красной армии возглавлялась тогда Иваром Смилгой, которого, впрочем, рьяное служение новой системе не спасло от расстрела как врага народа. Клеветнические подписи под фото, показательные похороны и акции – всё это прямо или косвенно делалось с его подачи.
Как развивались события в Новониколаевске? Поскольку восставшие уже успели занять отдельные места в городе, то, конечно, их тела находились вперемешку с другими трупами. Тут еще нельзя забывать и про фактор тифа, который свирепствовал тогда в Сибири и косил всех без разбору.
Новониколаевск. Захоронение умерших от тифа в присутствии офицеров Русской армии. Это же фото, но с затемненными фигурами белых офицеров, в интернете выдают за якобы свидетельство «жертв Колчака»
Эта же фотография, но с подписью: «Жертвы колчаковцев при отступлении из Новониколаевска»
А, кроме того, перед оставлением города теми же поляками была проведена еще и так называемая «зачистка» тюрьмы, где содержались и восставшие, и уголовники. Может, там были и отдельные большевики. Набирали тела отовсюду, и важно понять, что в итоге имело место смешение трупов, обстоятельства гибели у всех разные.
Еще одна фотография из серии сфальсифицированных фото, находящихся в хранилище Государственного центрального музея современной истории: «Жертвы колчаковщины в Новониколаевске. 28.12.1919 г.»
Тела расстрелянных были сброшены в овраг, и, поскольку дело происходило в январе в Сибири, трупы, конечно же, замерзли. Когда же они чуть-чуть оттаяли, их прислонили к стене и стали фотографировать. Был приглашен корреспондент газеты «Правда». Фотографу Князеву, упомянутому в докладе, предписывалось сделать разные ракурсы для того, чтобы потом выбрать самые жуткие снимки.
Это была чистой воды пропагандистская акция, средство воздействия на население России и мировое сообщество
Как мы видим из записки, Терлецкому было важно организовать именно похороны жертв Колчака – всё именно в такой подаче! Это была чистой воды пропагандистская акция, средство воздействия на население России и мировое сообщество; по сути, такая же постановка, как недавняя акция в городе Буча на Украине. Надо было показать: вот какой страшный этот Колчак – не то что мы.
«Спите спокойно, борцы мировой революции» – такова была надпись на одном из плакатов, о чем тоже говорится в докладе Терлецкого. Хотя большая часть убитых, как теперь мы поняли, – это воины Белой армии (хотя при Колчаке она так еще не называлась, а именовалась просто Русской армией). И вот в центре Новониколаевска (Новосибирска) был создан жуткий бетонный пантеон якобы погибших борцов за мировую революцию. А по существу, это память о «белых» солдатах из полка Ивакина, обманутых своим распропагандированным командиром.
Только пропагандисты не учли такой «маленький» факт: на некоторых трупах на фото были заметны погоны! А погоны и были отличительной особенностью Русской армии адмирала Колчака. У «красных» не было погон, это же общеизвестный факт. Советская власть когда их вернула? Только перед завершением Сталинградской битвы.
«Прокололись» подтасовщики и с названием города. Откуда там в 1919 году может значиться Новосибирск (как на всех таких подписях в самых разных музеях страны), если в то время город носил еще старое название, Новониколаевск?!
Эти фотографии с лживыми подписями уже в первые годы советской власти были разосланы во все центральные архивы того времени
И вот представьте, эти фотографии уже в первые годы советской власти были разосланы во все центральные архивы того времени. И остались там на веки вечные. А правда все равно всплыла, хотя и поздно.
– То есть фальшивки стали жить своей независимой жизнью?
– Увы, именно так. Даже в арсенале очень серьезного московского музея, на его сайте, были выставлены фото с вот этой лживой подписью. Я не поленилась и позвонила туда, спросив заведующую соответствующего отдела: «Скажите, вот вы готовы поставить свою подпись, подтверждая, что всё так и было, что это расстрелы, организованные именно Колчаком?». Она совершенно резонно ответила: «Знаете, мы это получили в 20-х годах XX века, так это и внесено в картотеку. А проверять всё мы физически не можем!». Самое страшное в том, что все архивы и музеи, не проверяя, передают эти материалы с большевистскими подписями в Госкаталог.
Понимаете, эта агитация поступала в газеты с размахом! Печаталась миллионными тиражами. И в интернете сейчас эти фото просто на каждом шагу.
– О каких других фото с плохой репутацией времен Гражданской войны вы могли бы рассказать?
– Вот есть фотография из очень серьезного зарубежного архива. Что на ней? Чехи – а у них, в отличие от армии Колчака, не было погон, им была свойственна фуражка с ленточкой, – стоят полукругом над трупами. И на нескольких таких фото прямо «въевшаяся» подпись о том, что это чехи стоят над расстрелянными русскими. На самом же деле это действительно стоят чехи, но только над телами убитых чехов же, которых расстреляли как раз какие-то большевистские силы (возможно, еще в 1918 году, когда Колчака еще не было в Сибири). Красной армии еще тоже тогда там не было, поэтому корректно говорить об отдельных большевистских отрядах. Подлинная же фотография даже имеет подпись по-чешски, что лишний раз доказывает ее относимость только к чешским отрядам. И вновь возникает вопрос: причем тут Колчак и его армия?! Чехи, кстати, Колчаку не подчинялись и сыграли главную роль в его аресте и выдаче эсеровскому Политцентру, который, в свою очередь, передал его большевикам.
Фото из сети Интернет
Но недобросовестные исследователи в отечественных архивах всё равно лепили: вот это «чехи позируют рядом с расстрелянными русскими», причем очевидно, что слово «русские» в таком контексте должно было быть синонимом понятий «большевики», «красные». Любопытства ради стоит отметить, что у этого фото есть и другая подпись: «Убитые чехословаки на Николаевск-Уссурийском фронте». То есть фото одно, а подписи разные. И этот разнобой мало кого смущает, люди в большинстве своем не вникают и не хотят знать правду.
На самом деле изображение связано с хорошо известным событием, а именно – перезахоронением 20-ти чешских легионеров на Ханиной Сопке после сражения под Никольском-Уссурийским 3–5 июля 1918 года, когда Колчака вообще не было в Сибири.
– Или «знаменитые» виселицы Колчака…
– Увы, это перманентная тема. Перед недавними президентскими выборами в ходе выступления по Первому каналу в полемике с В.А. Никоновым лидером КПРФ Геннадием Андреевичем Зюгановым было в числе прочего сказано: «А вот Колчак, утыкавший весь Транссиб виселицами…». Он, видимо, имел в виду вот эту фотографию в интернете.
А между тем любой непредвзято мыслящий человек, внимательно рассмотрев фото с виселицами (а эти фото тоже идут в ряду «жертв Колчака»), удостоверится, что там снята, очень вероятно, Австро-Венгрия, и что там множество военных в австрийской форме, этого нельзя не заметить… И причем здесь, опять-таки, Колчак?! А ведь лидер думской фракции так напористо об этом говорил. Но пользоваться стряпней случайных левых сайтов недостойно для депутата Думы…
И такое фото – тоже из этой серии
Я уже не говорю о том, что Транссибирская магистраль никогда не охранялась армией Колчака, а была в ведении союзников и подчинялась генералу Жанену. Ее охраняли, в частности, чехи, но они были, так сказать, себе на уме и с приходом к власти Колчака вообще отказались участвовать в Гражданской войне и только двигались неуклонно в сторону Владивостока, чтобы эвакуироваться…
– И, конечно, восстание в Куломзине. Фото, связанныес этой темой, тоже стоят в лидерах по лживым трактовкам и подписям. Попрошу вас сказать и об этом.
– В распутывании истории с фотографиями по поводу Куломзино нам очень помог Николай Сенин из Омска. Не являясь профессиональным историком, он стал настоящим исследователем темы Гражданской войны в Сибири и с определенных пор начал проявлять интерес к различным фальсификациям, специально изучал вопрос, связанный с ложью вокруг имени Верховного правителя Колчака.
В советское время, естественно, умалчивалось, сколько потерь было со стороны правительственных сил Колчака, а они были очень велики. Вот на этом фото убитые, перед которыми столпились офицеры и казаки. Мы достоверно установили, что у фото есть вполне конкретный автор – английский военный журналист. Это фотокорреспондент Королевских вооруженных сил лейтенант Тёрнер.
«Трупы убитых колчаковскими бандами на станции Байкал Сибирской железной дороги. 1919 г.» – еще одна фотография с ложной подписью из фондов Государственного центрального музея современной истории России.
Автор фото указывал, что это замерзшие трупы «белых» солдат, расстрелянных большевиками, впоследствии извлеченные из-под снега. Но в 1920-е годы эти же снимки получили такую подпись: «Расстрелянные чехами пленные красноармейцы на станции Омск в 1919 г.».
Увы, каждый советский человек был почти с рождения напичкан лозунгами об ужасах «белого террора»
Хотя известно (а сейчас никто не станет это отрицать), что никаких красноармейцев в Омске в этот момент не было. А советская энциклопедия Гражданской войны 1983 года издания пошла еще дальше: «Жертвы Колчаковщины. Сибирь. 1919 год». Вот так лаконично и совсем не оригинально. Старая песня. Увы, каждый советский человек был почти с рождения напичкан лозунгами об ужасах «белого террора», поэтому места для других версий в сознании людей просто не было.
«Жертвы колчаковщины. Сибирь. 1919 г.» Фото из энциклопедии Гражданской войны
«Жертвы колчаковщины. Омская область, г.Тара». Тарский историко-краеведческий музей. Еще одна версия одной и той же фотографии
– Но существуют и не очень известные фото…
– Есть и такие, например, фото, где запечатлен А.В. Колчак, еще стоят какие-то русские офицеры и кто-то из представителей союзников, наблюдающих с улыбкой за чем-то. Мы с коллегами установили, что это футбольный матч британского Мидлсекского батальона – союзников России по Первой мировой войне. Он состоял из профессиональных футболистов, которые прибыли в Омск еще ранее Колчака (а место съемки – именно Омск).
Вот эта фотография из Военного музея Великобритании. Кстати, на переднем плане стоит полковник Русской императорской армии Павел Родзянко, записавшийся после упразднения армии Троцким в английскую армию. И что вы думаете? Подпись к этой фотографии в Интернете такая: «Колчак с англичанами наблюдают, как расстреливают рабочих-подпольщиков» (или что-то очень похожее). То есть, как мы видим, это целая тенденция, которая была и есть, а не случайный абсурд с одной-двумя фотографиями.
– Вопросом фальсификаций занимались и другие исследователи?
– Конечно. В начале 2000-х наши замечательные историки Р.Г. Гагкуев, В.Ж. Цветков, В.Г. Хандорин (все они фигурируют в нашем фильме о Колчаке) опубликовали ряд сборников по Гражданской войне. Там тоже говорилось о лживых подписях, о неверных атрибуциях целого ряда фотографий. Например, труп женщины, ну и подпись характерная, что, мол, это очередная жертва «беляков». А что мы видим и на что можно обратить внимание? У нее пальцы сложены для крестного знамения.
То есть ясно, что военнослужащие Русской армии Колчака не будут расстреливать человека, намеревающегося перекреститься.
– Периодически поднимается вопрос о реабилитации адмирала Колчака. Истории с фотографиями-подделками, наверное, играют здесь свою негативную роль?
– Еще какую! В конце 1990-х группа энтузиастов обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой о реабилитации Колчака, но тогдашнему генеральному прокурору показали, в частности, вот эти фотографии «жертв колчаковщины», что в конечном счете и стало причиной отказа.
В основу суда по поводу реабилитации Колчака положили чисто большевистские и эсеровские материалы
Вообще, запросы на реабилитацию пошли от общественности Санкт-Петербурга, от тогдашнего Дворянского собрания, Союза казаков, от многих. Это было массовое обращение. Но к делу как тогда относились? В лучших традициях советского времени. Была дана команда, и Забайкальский военно-окружной суд в 1999 году провел пару закрытых заседаний, в основу которых положил чисто большевистские и эсеровские материалы, составленные уже после расстрела Колчака. Было состряпано обоснование, чтобы в реабилитации отказать.
Что особо удручает – ознакомиться с этим делом никто не может до сегодняшнего дня, только с заключением. Видимо, поняли, что отказ в реабилитации выглядит недостаточно убедительно, и что в основе решения Забайкальского военного суда, а позже и Главной военной прокуратуры, – тенденциозная трактовка одного из самых трагических периодов русской истории, что это дело состряпано из кусочков лжи, а изменить пока никто ничего не может.
Мы с историками, лучшими специалистами по Гражданской войне, представляющими всю Россию (в основном, это доктора и кандидаты наук), составили справку, и в том числе в этой справке указывается, что большая часть всех интернет-материалов, находящихся в свободном доступе и касающихся как Белого движения в целом, так и личности Колчака в частности, сфальсифицирована.
В частности, в справке говорится, что суда над Верховным правителем России не было, расстрелян он был незаконно, позднее имел место лишь Омский процесс над его министрами.
Арестованные члены Совета министров Правительства адмирала Колчака
Вменялось Верховному правителю адмиралу Колчаку прежде всего то, что он разрабатывал в Первую мировую войну так называемую Босфорскую (Цареградскую) операцию. Это большевистский суд поставил ему в вину задним числом. А это, ни больше ни меньше, операция, которая могла бы переломить ход войны в пользу России. Но февральские события 1917 года этому помешали.
И в этой справке, подписанной ведущими историками Гражданской войны в России, после детального изложения всех примеров фальсификаций и откровенного вранья содержится призыв к пересмотру всех заключений 1990-х и 2000-х годов (Забайкальского военно-окружного суда, Верховного суда РФ и Главной военной прокуратуры) в отношении действий адмирала Колчака во время Гражданской войны в России.
Как сказал мне в частной беседе один влиятельный человек, в прошлом сотрудник Генеральной прокуратуры (его фамилию я называть не буду), в вопросе Колчака нужно принять политическое решение.
Революция и Гражданская война закончились не некоей победой. Проиграли все, и прежде всего – сама Россия
И я верю, что фильмы, которые мы делаем с коллегами, и вся работа, которую мы проводим по восстановлению исторической памяти, в значительной мере будут способствовать этому и дадут свои плоды, надеюсь, еще при моей жизни. И пусть эта последняя прижизненная фотография русского офицера – адмирала Колчака, вставшего на защиту Отечества, будет немым укором всем тем, кто до сих пор считает, что революция и Гражданская война закончились некоей победой, хотя на самом деле проиграли все, и прежде всего – сама Россия.
В сериале «Русские без России» зрителю предлагается уникальная возможность узнать другую Россию, построить исторический мост над пропастью Гражданской войны, разделившей народ на красных и белых.
Авторы документального сериала проследили судьбы эмигрантов «первой волны» , преимущественно военной эмиграции. Они попытались понять, каковы были мотивы поступков этих людей, как сложилась их жизнь за пределами России, что дали они российской и мировой культуре. Это взгляд на трагедию целого народа через призму личной трагедии отдельных людей.
Главная ценность документального сериала, которая делает его сенсационным, - это монологи. Говорят русские изгнанники, прожившие большую часть жизни во Франции, США, Сербии, Чехии, Тунисе, последние живые свидетели и участники Белого движения, потомки его лидеров.
Съемочная группа объехала центры первой волны русской эмиграции в Европе, Соединенных Штатах. Использовалась историческая съемка, архивные документы и фотографии, которые герои фильма передали Российскому фонду культуры. Елена Чавчавадзе вспоминает, что русские эмигранты первой волны, доверившись, говорили перед камерой часами, их невозможно было остановить, как будто ждали восемьдесят лет, когда их спросят: «Как вы жили не в своей земле?»
/Фото Марины Горностаевой/
Новости
О так называемом родстве Г.Н. Бен-Чавчавадзе с семьёй Зураба Михайловича и Елены Николаевны Чавчавадзе Читать далее
На телеканале «Россия» состоялась премьера третьей, завершающей части нашего фильма «Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию». Все три части фильма можно посмотреть на портале СМОТРИМ.РУ
Наш фильм «Золото Колчака» получил приз «Серебряного витязь» на кинофоруме «Золотой витязь» в Севастополе. Читать далее
C 6 по 12 сентября 2019 в г. Ялта проходил 19 телекинофорум «Вместе». Наш фильм «Революция. Западня для России» завоевал первое место в номинации «Познавательные программы». Читать далее
Приняли участие в фестивале «Царские дни», прошедшем в Екатеринбурге в 12 по 21 июля 2018 года. Читать далее
Два новых интервью опубликованы в разделе Интервью
Документальный фильм «Храм» занял первое место на конкурсе «Патриот России-2017» Читать далее
Призы и награды, полученные нашими проектами в 2016 году Читать далее
11 июня 2015 г. в г. Ялте в актовом зале Гуманитарно-педагогической Академии была проведена военно-историческая конференция памяти П.Н. Врангеля. Предлагаем ашему вниманию видеоматериалы конференции. Читать далее
Наши фильмы получили несколько наград Международного телекинофорума «Вместе» Читать далее
«Царский подарок» — газета «Культура» о показе документального фильма «Романовы. Царское дело» Читать далее
«От царского дела – к общему…» — Литературная газета о фильме «Романовы. Царское дело» Читать далее
Сюжет новостей телеканала Россия о премьере фильма «Романовы. Царское дело» Читать далее
«Патриотизм на расстоянии» — интервью для газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Читать далее
«Цветы для Ивана Шмелева» — интервью Елены Николаевны Чавчавадзе газете «Культура» Читать далее
«Кремлевское дело» — газета «Культура» о съемках нового фильма, посвящённого династии Романовых. Читать далее
«Ильин день» — Интервью Елены Николаевны Чавчавадзе газете «Культура» (08.04.2013) Читать далее
«Где его 16 лет?..»-репортаж газеты «Культура» о юбилее Романовской династии и съемках нового фильма Читать далее
Елена Чавчавадзе: «Духовное крещение идёт незаметно, но мощно» — интервью Файл.РФ Читать далее